Главное содержание

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, органами местного самоуправления и организациями водопроводно-коммунального комплекса законов в сфере охраны и использования водных объектов при организации водоотведения в ходе которых установлено, что сведения о границах зон санитарной охраны 7 источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

По данным фактам министру жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого не приняты меры по устранению выявленных нарушений, в связи с чем в суд направлено административное исковое заявление о признании бездействия незаконным, обязании направить в органы регистрации прав документы в целях внесения в ЕГРН сведений о границах зон санитарной охраны источников водоснабжения, которое находится на рассмотрении.

Ростовским межрайонным природоохранным прокурором утверждено обвинительное заключение в отношении бывшего начальника участка по утилизации отходов полигона ТОПП (твердых отходов производства и потребления) ОАО «Чистый город», расположенного в Северо-Западной промзоне г. Ростова-на-Дону, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 (хранение, захоронение химических отходов с нарушением установленных правил, повлекшее загрязнение окружающей среды) УК РФ.

По версии следствия, ответственное лицо, имея умысел на хранение и захоронение химических отходов с нарушением установленных правил, влекущее загрязнение окружающей среды, понимая и достоверно зная фактические границы полигона ТОПП, а также то обстоятельство, что полигон переполнен и дальнейшее захоронение на нем отходов невозможно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде создания угрозы причинения существенного вреда окружающей среде, в виде загрязнения окружающей среды химическими отходами, а именно таких ее компонентов как почва, не желая, но сознательно допуская наступление этих последствий, и тем самым действуя умышленно, самостоятельно принял решение, а также организовал размещение и захоронение поступающих на полигон отходов, на земельном участке площадью 8 283,32 кв. м., расположенном за северной границей полигона, не предоставленном в пользование организации.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов при осуществлении организациями забора (изъятия) водных ресурсов, эксплуатации рыбозащитных сооружений на территории области.

Установлено, что в нарушение ст. ст. 39, 61 Водного кодекса РФ, ст. 50 Закона о рыболовстве ООО «Угольные технологии-ОФ» осуществляется забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта, эксплуатация рыбозащитных сооружений в отсутствии согласования деятельности с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности АО «Донэнерго», ООО «Комаровское», ООО «Рыбинвестагро», СПК «Колхоз Родина», АО «Малоорловское», ООО «Слободская сагва», ООО «Рыбколхоз Дон», ЗАО «Миусский лиман», ООО «Обуховский щебзавод», АО «Аллюминий металлург Рус», ООО «Николаевский рыбхоз», СПК «СА Русь», ЗАО «Колхоз Советинский», ОАО «Донецкая мануфактура М», ООО «Южное молоко», ООО «Семикаракорская рыба».

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что более 14 лет не проводилось лесоустройство городских лесов городов Волгодонска площадью 972 га, Новошахтинска лощадью более 1500 га, Красный Сулин площадью свыше 1300 га, Гуково площадью 37 га в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, определения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Отсутствие актуальных материалов лесоустройства не позволяет органам местного самоуправления осуществлять полномочия по управлению городскими лесами, в том числе по проведению в них санитарных и противопожарных мероприятий, а также по предоставлению лесных участков в пользование, чем нарушаются права граждан.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка реализации министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области полномочий при подготовке к пожароопасному периоду 2020 года.

Установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области пожарные формирования лесничеств не обеспечены необходимой при тушении лесных пожаров техникой в количестве 5 единиц (1 трейлер с тягачом, 2 лодки с подвесным мотором, 2 автобуса для перевозки пожарных бойцов с индивидуальным снаряжением).

В целях достижения нормативной обеспеченности лесопожарных формирований области природоохранным прокурором министру природных ресурсов и экологии Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законов об охране лесов от пожаров, в результате рассмотрения которого министерством заключены государственные контракты на поставку техники.

В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что не во всех случаях в органы кадастрового учета направляются сведения об установленных границах особо охраняемых природных территорий для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.

Так, органами местного самоуправления на территории городов Новочеркасска, Таганрога и Октябрьского района созданы особо охраняемые природные территории местного значения роща «Красная весна», «Липа мелколистная» и «Аютинские склоны» соответственно, при этом, в нарушение требований законов администрациями г. Новочеркасска, г. Таганрога и Октябрьского района не приняты меры по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законов о недропользовании на территории Ростовской области.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение Закона о недрах организациями на территории г. Донецка, г. Шахты, г. Новошахтинска, Сальского, Азовского, Октябрьского, Усть-Донецкого, Каменского, Белокалитвинского, Миллеровского, Красносулинского районов осуществлялась добыча полезных ископаемых с нарушениями лицензионных требований, выразившимися в необеспечении уровня добычи полезного ископаемого в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку карьеров, ежегодными планами горных работ, производственной мощностью и потребностями рынка.

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 474 утверждены Правила осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал.

Согласно данному правовому документу ежемесячная выплата осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на материнский капитал, при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ.

За назначением ежемесячной выплаты в размере 5000 рублей на каждого ребенка до 3-х лет необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР до 1 октября 2020 г., но не ранее возникновения права на эту выплату.

Федеральным законом от 1 марта 2020 года № 47-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

На законодательном уровне закреплены нормы об обеспечении не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием обучающихся по программам начального общего образования. Предусмотрена возможность предоставления бюджетам регионов субсидий на эти цели из федерального бюджета.

Законом введено понятие здорового питания, закреплены его принципы, особенности организации качественного, безопасного и здорового питания детей и отдельных групп населения.