Главное содержание

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам рассмотрения обращений граждан установлено, что администрацией г. Азова в 2018 году вопреки требованиям градостроительного, земельного и лесного законодательства образован и предоставлен сначала в аренду, а затем в собственность физическому лицу земельный участок площадью 17 га, в 159 раз превышающей площадь расположенного на нем объекта недвижимости.

Незаконное предоставление земельного участка администрацией г. Азова повлекло образование в его границах новых земельных участков, их продажу, строительство домов коттеджного типа, в том числе вырубку деревьев.

По факту превышения должностных полномочий главой администрации города Азова Ращупкиным В.В. природоохранным прокурором в СУ СК РФ по Ростовской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 286 УК РФ. СУСК РФ по Ростовской области 18.05.2020 возбуждено уголовное дело.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения законов в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в ходе которых установлено, что собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями допущены нарушения норм Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз в нарушение положений Федерального закона не проведено преддекларационное обследование эксплуатируемых ГТС Багаевской, Верхне-Сальской, Нижне-Донской, Приморской, Пролетарской, Большовской оросительной системы, Донского магистрального канала, не разработана декларация безопасности на данные ГТС и на ГТС Азовской оросительной системы.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения обязанностей хозяйствующими субъектами по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ на территории Азовского, Аксайского, Матвеево-Курганского, Неклиновского районов области.

В деятельности 35 сельскохозяйственных организаций выявлены нарушения законов об охране окружающей среды, о животном мире.

Установлено, что организации осуществляет деятельность по выращиванию и сбору сельскохозяйственной продукции на землях сельскохозяйственного назначения, при этом, в нарушение законов ими не разрабатывались и не согласовывались с уполномоченным государственным органом меры по предупреждению гибели объектов животного мира, в том числе: по соблюдению порядка и дозы применения удобрений при внесении их в почву; исключению установления сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях миграции диких животных; применению биопрепаратов для борьбы с вредителями растений, не оказывающих негативное воздействие на животный мир.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.

Согласно чч. 1, 2 ст. 27 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена, за исключением исключительных случаев. В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в целях предотвращения выжигания сухой растительности постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 810 «О мерах по противодействию выжиганию сухой растительности на территории Ростовской области» утвержден Порядок действий по предотвращению выжигания сухой растительности на территории Ростовской области (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка под выжиганием сухой растительности понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, лесных насаждений и иных насаждений, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, и, как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных районов Ростовской области.

Установлено, что большинство операторов в нарушение Федерального закона об отходах производства и потребления в переходный период не оборудовали средствами измерения массы принимаемых на полигоны твердых коммунальных отходов и не осуществили их допуск совместно с региональными операторами, что препятствовало соблюдению правил по их коммерческому учету, как того требует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами.

Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.

В силу требований п. 1, 6, 11 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

С 24.03.2020 вступил в законную силу приказ Минсельхоза России от 09.01.2020 № 1, которым утверждены Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна.

Пунктом 47 Правил рыболовства установлены запретные при осуществлении любительского рыболовства сроки (периоды).

Так, с 1 марта по 31 мая запрещается осуществлять рыболовство: а) в реке Мокрая Чумбурка - от устья до северо-западной окраины хутора Юшкино; б) в Таганрогском заливе от юго-западной окраины села Маргаритово до северо-восточной окраины села Новомаргаритово и вглубь залива на расстоянии менее 1,5 км; в) перед гирлом Миусского лимана на расстоянии менее 2,5 км в обе стороны от гирла; г) в Веселовском водохранилище: в балках Саговая, Житкова, Тазина, Малая Садковка, Большая Садковка в районе островов Митрофановский и Лягушатник; балке Грекова в районе острова Большой; д) в притоках реки Северский Донец: реке Кундрючья (от устья до Прохоровской плотины); реке Быстрая (от устья до административной границы поселка Жирнов); реке Калитва (от устья до административной границы поселка Литвиновка); е) на участке реки Северский Донец от Усть-Быстрянской пристани до Бронницкой переправы;

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.