Главное содержание

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на системной основе осуществляется надзор за исполнением законов в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Работниками природоохранной прокуратуры во время весеннего нерестового периода во взаимодействии с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства проведены 7 совместных целевых проверок на акватории водных объектов Ростовской области в административных границах Азовского, Аксайского, Неклиновского, Мясниковского, Семикаракорского районов, в ходе которых выявлено более 40 фактов нарушения законов недобросовестными рыболовами, которые привлечены Нижнедонским отделом рыбоохраны и мировыми судьями к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение Правил рыболовства).

В целях предупреждения фактов незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов и предотвращения их гибели в ходе рейдовых мероприятий из водных объектов извлечено более 2500 единиц незаконных орудий лова (ставных лесковых сетей, самоловных красноловных крючьев, отцеживающих и объячеивающих орудий добычи (вылова) и приспособлений – «пауков», «хваток», «косынок», «подъемников»), более 1500 кг незаконно добытых водных биологических ресурсов, жизнеспособная часть которых выпущена в естественную среду.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В силу положений ст. 57 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» (далее – Закон об охоте) лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Согласно ст. 58 Закона об охоте возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру.

Приказом Минприроды России от 17.11.2017 № 612 (вступает в законную силу с 12.02.2018) изменены Таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, а также Примеры расчета размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Так, в случае незаконной добычи одной особи охотничьих ресурсов гражданин помимо административного либо уголовного наказания обязан выплатить: кабан – 30 000 рублей, пятнистый олень – 60 000 рублей, косуля – 40 000 рублей, сурок – 6 000 рублей, волк, лисица, шакал, енотовидная собака – 200 рублей, заяц – 1 000 рублей, фазан – 2 000 рублей, утка, куропатка, голубь – 600 рублей, перепел, горлица – 200 рублей.

В соответствии с Указами Президента РФ в 2017 году в Российской Федерации проводился Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой особое внимание уделено состоянию законности в сферах особо охраняемых природных территорий, охраны водных объектов, охраны земли, почв, недр, охраны водных биологических ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, охраны объектов животного мира, лесопользовании.

Природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в 2017 году выявлено 2111 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 350 представлений, принесено 58 протестов, в суды области направлено 114 заявлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования нарушения законов устранены, к дисциплинарной ответственности привлечены 280, к административной – 188 лиц. По результатам проверок в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 13 материалов.

Проведенные в 2017 году проверки в порядке контроля свидетельствуют о непринятии исчерпывающих мер по устранению нарушений закона, а также мер направленных на их недопущение в дальнейшем, что послужило основанием к обращению в суд.

В силу положений статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В правилах рыболовства устанавливаются: виды разрешенного рыболовства; параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, включая: запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальный размер и вес добываемых водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов; суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (количество, вес) определенного вида, разрешенная гражданину для добычи при осуществлении любительского рыболовства.

Приказом Минсельхоза России от 29.11.2017 № 596 (вступил в законную силу с 08.01.2018) в Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 № 293, внесены значительные изменения.

Жестоким обращением с животными является их систематическое избиение, причинение боли, страданий, нанесение увечий, ран, оставление без пищи и воды, членовредительство, проведение ненаучных опытов, т.е. любое умышленное действие, повлекшее гибель животного либо причинение ему увечий. К категории жестокого следует отнести и проведение различного рода боев между животными. Предметом преступления выступают животные вне зависимости от форм собственности на них и их отнесения к категории диких, домашних либо содержащихся в неволе или в полувольных условиях.

Федеральным законом от 20.12.2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (вступил в законную силу с 31.12.2017) внесены изменения, касающиеся ответственности за жестокое обращение с животными.

В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознавателями органов внутренних дел РФ проводится дознание по ч. 1 ст. 245 УК РФ; следователями органов внутренних дел РФ производится предварительное следствие по ч. 2 ст. 245 УК РФ.