Прокуратурой района проанализированы изменения, внесенные в действующее законодательство о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, а также в административное законодательство в марте 2022 года.
Порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий регламентирован Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), проверок - Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (с изменениями от 24.03.2022) (далее – Постановление № 336) установлены особенности организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и проверок в 2022 году.
Так, в соответствии с постановлением № 336 в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, кроме плановых мероприятий и проверок, перечисленных в п. 2 постановления № 336 (пожарный и санитарный надзор в отношении объектов контроля, осуществляющих такие виды деятельности как: дошкольное, начальное, основное, среднее (полное) общее образование; деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детских лагерей на время каникул, общественного питания детей; родильные дома, перинатальные центры; социальные услуги с обеспечением проживания; деятельность по водоподготовке и водоснабжению (только санитарный надзор).
Исключение плановых контрольных (надзорных) мероприятий из Единого реестра контрольных надзорных мероприятий и проверок из Единого реестра проверок осуществляется органами контроля самостоятельно в срок не более 10 дней со дня вступления в силу постановления № 336, на основании принятого в течение 3 рабочих дней единого решения об их отмене, путем внесения сведений в паспорт каждого контрольного (надзорного) мероприятия и проверки об исключении из плана с указанием основания «постановление Правительства № 336 от 10.03.2022».
Органы контроля вправе заменить плановые контрольные (надзорные) мероприятия, проверки на профилактические визиты.
При этом, в условиях введенного моратория на проверки бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, профилактические меры являются альтернативой контрольным (надзорным) мероприятиям и проверкам, их проведение направлено на снижение рисков причинения вреда.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия (Закон № 248-ФЗ), мероприятий по контролю без взаимодействия (Закон № 294-ФЗ) согласования с органами прокуратуры не требует.
Обращаю внимание, что в соответствии с п. 9 постановления № 336 возбуждение дел об административных правонарушениях возможно только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, при этом по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом возбуждение дел об административных правонарушениях не допускается.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70 (вступит в законную силу с 06.04.2022) внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в части привлечения субъектов предпринимательства к административной ответственности и назначения административного наказания.
Так, в ст. 2.1 КоАП РФ добавлены пункты 4 и 5, согласно которым юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, в Кодекс добавлена ст. 4.1.2, которой регламентирован порядок назначения административного наказания в виде административного штрафа для социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенных по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также, внесенными изменениями запрещено кумулятивное сложение наказаний за нарушения, выявленные в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, если они носят однородный характер (ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ).
В целях недопущения нарушений прав хозяйствующих субъектов при привлечении их к административной ответственности прошу детально изучить внесенные в административное законодательство изменения и обеспечить их неукоснительное соблюдение.
Помощник прокурора района А.А. Лысенин